Организация деятельности школьного музея

[spoiler title=”Пояснительная записка” open=”0″ style=”1″]

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. 

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя.

Необходимо развивать интерес у учащихся в области краеведения. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, о людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более уважительным станет отношение к родной природе и земле, к родному городу, родной улице, к своей малой Родине в целом.

Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

В настоящее время школа теряет свой статус и вместе  с ней становится менее престижной профессия учителя. С экранов телевидения обрушивается поток информации, который отрицательно сказывается на профессии учителя. Дорога длиною в одиннадцать классов очень трудна и для родителей, и для ребенка, которому хочется побыстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие, что как раз этот этап был стартом для их теперешней жизни. И школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, и хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа, оказывается – это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.

Наша школа имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют министерские награды, звания. Есть в педагогическом коллективе учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя.

Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами и спортсменами, призерами олимпиад и конкурсов, кандидатами наук, поэтами, военными – вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

[/spoiler]

[spoiler title=”Цели и задачи программы” open=”0″ style=”1″]

Целевым назначением программы является развитие мотивации детей к познанию традиций родной школы, создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей.

1. Формировать у детей знание основ традиций школы.

2. Прививать трудовые навыки и развивать творческие способности.

3. Воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших учеников школы. Создавать условия для самовоспитания личности.

4. Стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.

5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

6. Формировать активную жизненную позицию и чувство глубокого уважения к историческому прошлому нашей Родины.

[/spoiler]

[spoiler title=”Механизмы достижения поставленных целей” open=”0″ style=”1″]

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведение экскурсий, мероприятий способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

[/spoiler]

[spoiler title=”Основные направления развития и содержания деятельности музея” open=”0″ style=”1″]

  1. Воспитательное – проведение обзорных тематических экскурсий, участие в научно-практических конференциях, проведение классных часов и праздников.
  2. Образовательное – развитие познавательных интересов учащихся через работу в архивах, библиотеках.
  3. Проектно-исследовательское – участие в акциях «Подарок ветеранам», экологические акции, исследовательские работы «Выдающиеся люди нашего города», «Вклад науки в Победу. НГСС в годы ВОВ», «История школы», «Улица, на которой я живу».
  4. Поисковое – сбор документов, встречи с интересными людьми города, ветеранами войны и труда.
  5. Экскурсионное – проведение учебных занятий с музейным активом, подготовка и организация работы экскурсоводов школьного музея.
  6. Организация массовых мероприятий к памятным датам, связанным с Отечественной историей.
  7. Взаимодействие школьного музея с организациями города.
  8. Рекламно-информационное – издательская деятельность, позиционирование музея в СМИ.
  9. Информационно-коммуникативные технологии в деятельности музея – создание видеороликов, презентаций.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

  • учебном;
  • внеучебном;
  • социально-проектном.

[/spoiler]

[spoiler title=”Используются следующие формы и методы работы:” open=”0″ style=”1″]

  • экскурсионно-выставочная работа;
  • проектно-исследовательская работа;
  • мастер – классы;
  • встречи с интересными людьми;
  • акции;
  • классные часы;
  • библиотечная работа;
  • фондовая работа;
  • хранение фондовых единиц;
  • реставрация фондовых единиц, архивных материалов.

[/spoiler]

[spoiler title=”Сроки реализации программы” open=”0″ style=”1″]

Программа рассчитана на 5 лет (2010-2015 гг.)

1.    Период 2010-2011 учебный год

1.1.  Разработка программы развития музея «Истории школы». Организация работы с архивом (сбор информации, фотографий).

1.2.  Оформление стендов по темам.

1.3.  Обновление, реставрация старых альбомов о выпускниках школы.

2.     Период 2011-2013 учебный  год

Обработка собранной информации; создание мультимедийных презентаций,  выпуск музейных газет,  выпуск тематических папок-раскладушек, создание  передвижных выставок.

3.     Период  2013 – 2015 учебный год

3.1.  Экскурсии по музею.

3.2.  Классные часы по темам: «История развития школы»,  «Знаменитые выпускники школы» и т.д.

3.3.  Дальнейшее развитие музея через пополнение фондов.

[/spoiler]

[spoiler title=”Ожидаемые результаты” open=”0″ style=”1″]

  1. Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
  2. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
  3. Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
  4. Сохранение собранной информации.
  5. Рациональное использование и пропаганда материалов о школе.
  6. Воспитание в учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести лепту в историю школы, оставить после себя след.
  7. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
  8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
  9. Приобретение школьниками опыта познавательной и творческой деятельности.

[/spoiler]

[spoiler title=”Структура органов самоуправления музея” open=”0″ style=”1″]

Основной структурной единицей школьного музея является актив музея. Актив музея выбирается из наиболее активных учащихся, занимающихся поисковой и архивной работой. При этом учитываются интерес и склонность к музейной  работе, коммуникабельность и чувство ответственности.

[/spoiler]

[spoiler title=”Перспективный план работы музея «История школы» МБОУ «СОШ №7» на 2011-2015 учебные годы” open=”0″ style=”1″]

№ п/п

Содержание

Сроки

1.

Выборы Совета музея и рабочих групп: поисковая,  фондовая, экскурсионная, художественно-оформительская.

ежегодно

2.

Поздравление учителей с праздником (открытки, «телеграммы»).

ежегодно

3.

Участие в организации и проведении праздника «День рождения школы».

ежегодно

4.

Работа с архивными документами

ежегодно

5.

Поисковая работа (сбор информации, фото – видео материалов, школьных принадлежностей).

ежегодно

6.

Изготовление стендов («Микрорайон Геолог», «Ветераны педагогического труда», «Мастерская творчества», «Детские организации», «О городе – с любовью»).

2011-2013

7.

Обновление, реставрация альбомов.

2011

8.

Ведение инвентарной книги.

ежегодно

9.

Оформление альбома «Наши учителя».

ежегодно

10.

Оформление альбома «Летопись школы».

ежегодно

11.

Организация передвижных выставок.

ежегодно

12.

Методическая работа. Подготовить материал для создания презентаций PowerPoint  по материалам архива  «О городе – с любовью», «Школьный музей», «История школы».

2012-2015

13.

Создание страницы по истории школы на сайте школы.

2013-214

[/spoiler]