[spoiler title=”Пояснительная записка” open=”0″ style=”1″]
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя.
Необходимо развивать интерес у учащихся в области краеведения. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, о людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более уважительным станет отношение к родной природе и земле, к родному городу, родной улице, к своей малой Родине в целом.
Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
В настоящее время школа теряет свой статус и вместе с ней становится менее престижной профессия учителя. С экранов телевидения обрушивается поток информации, который отрицательно сказывается на профессии учителя. Дорога длиною в одиннадцать классов очень трудна и для родителей, и для ребенка, которому хочется побыстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие, что как раз этот этап был стартом для их теперешней жизни. И школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, и хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа, оказывается – это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.
Наша школа имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют министерские награды, звания. Есть в педагогическом коллективе учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя.
Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами и спортсменами, призерами олимпиад и конкурсов, кандидатами наук, поэтами, военными – вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
[/spoiler]
[spoiler title=”Цели и задачи программы” open=”0″ style=”1″]
Целевым назначением программы является развитие мотивации детей к познанию традиций родной школы, создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей.
1. Формировать у детей знание основ традиций школы.
2. Прививать трудовые навыки и развивать творческие способности.
3. Воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших учеников школы. Создавать условия для самовоспитания личности.
4. Стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
6. Формировать активную жизненную позицию и чувство глубокого уважения к историческому прошлому нашей Родины.
[/spoiler]
[spoiler title=”Механизмы достижения поставленных целей” open=”0″ style=”1″]
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведение экскурсий, мероприятий способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
[/spoiler]
[spoiler title=”Основные направления развития и содержания деятельности музея” open=”0″ style=”1″]
- Воспитательное – проведение обзорных тематических экскурсий, участие в научно-практических конференциях, проведение классных часов и праздников.
- Образовательное – развитие познавательных интересов учащихся через работу в архивах, библиотеках.
- Проектно-исследовательское – участие в акциях «Подарок ветеранам», экологические акции, исследовательские работы «Выдающиеся люди нашего города», «Вклад науки в Победу. НГСС в годы ВОВ», «История школы», «Улица, на которой я живу».
- Поисковое – сбор документов, встречи с интересными людьми города, ветеранами войны и труда.
- Экскурсионное – проведение учебных занятий с музейным активом, подготовка и организация работы экскурсоводов школьного музея.
- Организация массовых мероприятий к памятным датам, связанным с Отечественной историей.
- Взаимодействие школьного музея с организациями города.
- Рекламно-информационное – издательская деятельность, позиционирование музея в СМИ.
- Информационно-коммуникативные технологии в деятельности музея – создание видеороликов, презентаций.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеучебном;
- социально-проектном.
[/spoiler]
[spoiler title=”Используются следующие формы и методы работы:” open=”0″ style=”1″]
- экскурсионно-выставочная работа;
- проектно-исследовательская работа;
- мастер – классы;
- встречи с интересными людьми;
- акции;
- классные часы;
- библиотечная работа;
- фондовая работа;
- хранение фондовых единиц;
- реставрация фондовых единиц, архивных материалов.
[/spoiler]
[spoiler title=”Сроки реализации программы” open=”0″ style=”1″]
Программа рассчитана на 5 лет (2010-2015 гг.)
1. Период 2010-2011 учебный год
1.1. Разработка программы развития музея «Истории школы». Организация работы с архивом (сбор информации, фотографий).
1.2. Оформление стендов по темам.
1.3. Обновление, реставрация старых альбомов о выпускниках школы.
2. Период 2011-2013 учебный год
Обработка собранной информации; создание мультимедийных презентаций, выпуск музейных газет, выпуск тематических папок-раскладушек, создание передвижных выставок.
3. Период 2013 – 2015 учебный год
3.1. Экскурсии по музею.
3.2. Классные часы по темам: «История развития школы», «Знаменитые выпускники школы» и т.д.
3.3. Дальнейшее развитие музея через пополнение фондов.
[/spoiler]
[spoiler title=”Ожидаемые результаты” open=”0″ style=”1″]
- Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
- Сохранение собранной информации.
- Рациональное использование и пропаганда материалов о школе.
- Воспитание в учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести лепту в историю школы, оставить после себя след.
- Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
- Приобщение учащихся к исследовательской работе.
- Приобретение школьниками опыта познавательной и творческой деятельности.
[/spoiler]
[spoiler title=”Структура органов самоуправления музея” open=”0″ style=”1″]
Основной структурной единицей школьного музея является актив музея. Актив музея выбирается из наиболее активных учащихся, занимающихся поисковой и архивной работой. При этом учитываются интерес и склонность к музейной работе, коммуникабельность и чувство ответственности.
[/spoiler]
[spoiler title=”Перспективный план работы музея «История школы» МБОУ «СОШ №7» на 2011-2015 учебные годы” open=”0″ style=”1″]
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
1. |
Выборы Совета музея и рабочих групп: поисковая, фондовая, экскурсионная, художественно-оформительская. |
ежегодно |
2. |
Поздравление учителей с праздником (открытки, «телеграммы»). |
ежегодно |
3. |
Участие в организации и проведении праздника «День рождения школы». |
ежегодно |
4. |
Работа с архивными документами |
ежегодно |
5. |
Поисковая работа (сбор информации, фото – видео материалов, школьных принадлежностей). |
ежегодно |
6. |
Изготовление стендов («Микрорайон Геолог», «Ветераны педагогического труда», «Мастерская творчества», «Детские организации», «О городе – с любовью»). |
2011-2013 |
7. |
Обновление, реставрация альбомов. |
2011 |
8. |
Ведение инвентарной книги. |
ежегодно |
9. |
Оформление альбома «Наши учителя». |
ежегодно |
10. |
Оформление альбома «Летопись школы». |
ежегодно |
11. |
Организация передвижных выставок. |
ежегодно |
12. |
Методическая работа. Подготовить материал для создания презентаций PowerPoint по материалам архива «О городе – с любовью», «Школьный музей», «История школы». |
2012-2015 |
13. |
Создание страницы по истории школы на сайте школы. |
2013-214 |
[/spoiler]