Профессиональная ориентация обучающихся

Профессиональная ориентация обучающихся в МАОУ «СОШ № 7» – это система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Положение об организации профессиональной ориентации и психологической поддержки обучающихся МАОУ «СОШ № 7»

Цель и задачи профессиональной ориентации обучающихся

Цель профессиональной ориентации – формирование у обучающихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся: 

  • создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;
  • организация социального партнёрства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
  • использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на начальной  и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах и в воспитательной работе;
  • адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования;
  • конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения;
  • обогащение практического опыта  сопровождения социально-профессионального подростков;
  • проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов организации реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).

Система профориентационной работы МАОУ «СОШ №7» – это целостная структурированная и в тоже время динамическая система, включающая различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения в зависимости от целей.

Этапы и содержание профориентационной работы

Этапы и содержание профориентационной работы

1-4 классы (формирование представления о мире профессий):

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы (формирование профессиональной направленности):

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы (формирование профессионального самосознания):

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  •  формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы (уточнение социально-профессионального статуса):

  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профориентация  реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися МБОУ «СОШ № 7» осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.