Профессиональная ориентация обучающихся в МАОУ «СОШ № 7» – это система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Цель профессиональной ориентации – формирование у обучающихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся:
- создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;
- организация социального партнёрства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
- использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на начальной и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах и в воспитательной работе;
- адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования;
- конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения;
- обогащение практического опыта сопровождения социально-профессионального подростков;
- проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов организации реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).
Система профориентационной работы МАОУ «СОШ №7» – это целостная структурированная и в тоже время динамическая система, включающая различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения в зависимости от целей.
Этапы и содержание профориентационной работы
1-4 классы (формирование представления о мире профессий):
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы (формирование профессиональной направленности):
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы (формирование профессионального самосознания):
- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы (уточнение социально-профессионального статуса):
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися МБОУ «СОШ № 7» осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.
Приказ УО от 23 от 15.01.2019 г. “Об утверждении плана мероприятий по профессиональной ориентации”
Приказ № 12 от 18.01.2019г. “Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся”
План деятельности МАОУ «СОШ № 7» по профессиональному самоопределению обучающихся на 2019 год
Опыт работы педагогического коллектива МАОУ «СОШ № 7» по профессиональной ориентации за 2019 год