Родителям: Основы медиаграмотности и навыки безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи

[frame align=”left”][/frame]

Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы их деятельности. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть – интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности.

Число пользователей мобильных телефонов и интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляет молодёжь, дети. Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. При этом важно понимать, что наряду с успешным решением образовательных задач в Интернете можно натолкнуться на источники, несущие негативную, лживую и неэтичную информацию. Также в интернете может находиться информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

В связи с этим возникает необходимость акцентировать внимание родителей,  педагогов и учащихся на правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, на способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет (а так же в мобильной  связи), на критическом отношении к сообщениям в печатных и электронных СМИ.

Кроме того, перед взрослыми людьми стоит задача — помочь учащимся научиться отличать достоверные сведения от недостоверных, научить распознавать признаки злоупотребления доверчивостью детьми и сделать их общение в сети Интернет более безопасным и придерживающимся сетевого этикета, научить детей использовать Интернет правильно, а следовательно, научить детей безопасному поведению в виртуальной жизни.

[spoiler title=”Понятия медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. Критерии медиакомпетентности. Типы мультимедийных продуктов ” open=”0″ style=”1″]

 

Медиаобразование (media education) (в документах ЮНЕСКО) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география».

«Понятие «медиаграмотность» («media literacy») ведет свое начало от терминов «критическое видение» и «визуальная грамотность». В научной литературе встречаются такие термины, как «технологическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и т.д. Л. Мастерман, К. Ворсноп, А.В. Шариков, А.В. Спичкин, многие другие ученые и преподаватели считают, что медиаграмотность — это часть более широкого и емкого понятия — медиаобразования. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя многие медиапедагоги практически ставят знак равенства между двумя этими терминами.

Существует определенная система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование:

·       адресат медиаобразования (the addressee of media education) — школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.);

·       задачи медиаобразования (tasks of media education) — обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности;

·       ключевые понятия медиаобразования (key concepts of media education) — восприятие, художественно-творческая деятельность, воспроизведение, интерпретация, анализ, оценка, источник информации, освоение информации, категория медиатекста, язык медиатекста, технология, аудитория;

·       критическая автономия (сritical autonomy) — сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;

·       критическое мышление (critical thinking) — аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении».

·       медиа (media) — «средства массовой коммуникации» — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией);

·       медиавоздействие (effects, media effects) — воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;

·       медиавосприятие (mediation): восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);

·       медиаграмотность (media literacy) — умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение читать медиатекст;

·       медиаискусства (media arts) — искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);

·       медиаобразование (media education) — процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

·       медиатекст (media text, media construct) — сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм, презентация и пр.);

·       формы медиаобразования (forms of media education): интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы;

·       язык медиа (discourse, media language) — комплекс средств и приемов экранной выразительности и т.д. (профессор, д.п.н. А.В.Федоров).

Понятие медиакомпетентности ( http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=642 ).

Типы медиа-ресурсов:

·       Мультимедиа-презентация;

·       Мультимедиа-каталог;

·       Слайд-шоу;

·       Электронный отчет;

·       CD-визитка;

·       Юбилейный CD;

·       Мультимедиа-доклад;

·       Электронный журнал;

·       Рекламный, промо-ролик;

·       Виртуальный тур;

·       Мультимедиа-энциклопедия;

·       Мультимедиа-книга;

·       Flash-игра (on-line, off-line);

·       Мультимедиа-тренажер;

·       Мультимедиа-тренинг;

·       Обучающая мультимедиа-система и т.д.

Каждый медиа-ресурс должен иметь уникальную эстетическую форму, и гармоничное соотношение формы и содержания. Технологически медиа-продукт можно создать в следующих средах: Adobe Flash, Adobe Captivate, MS PowerPoint, OO Impress, сетевых сервисах prezi.com, sliderocket.com, myebook.com, zooburst.com и т.д.

[/spoiler]

[spoiler title=”Опасности интернета. Правила безопасного использования Интернета. Способы защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи ” open=”0″ style=”1″]

 

Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В развитии интернета выделяют три этапа:

1. От бурного роста систем обработки информации (в это время активизировались поисковики Yahoo, Google)

2. К распространению коммуникации и электронной коммерции (онлайн-магазины Amazon, Ebay)

3. И третьему этапу, когда интернет стал огромной средой общения (соцсети и блоги Facebook, YouTube, Skype, Twitter, Blogger, MySpace и др.).

В этом не последнюю роль играет мобильная связь, которая делает интернет доступнее, а значит, все больше людей открывают для себя необъятный мир информации. Так, ежедневно поисковая машина Google обрабатывает около миллиарда запросов, пользователи сервисов обмена сообщениями (ICQ, Jabber и др.) пишут по 80 миллиардов сообщений, аудитория социальных сетей (Facebook, MySpace, LinkedIn, ВКонтакте и др.) превышает 250 миллионов человек!

Дети, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с новыми технологиями, в частности интернетом, опережая в технической грамотности родителей. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы. Отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как:

·       онлайн-насилие,

·       мошенничество,

·       порнография,

·       получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.

По результатам социологических опросов «приходит» тревожная статистика:

·       более 28% опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети.

·       17% без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье – место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т. д. (о том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются).

·       22% детей периодически попадают на сайты для взрослых.

·       28% детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить, а 11%- пытались купить наркотики.

·       около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в он-лайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.

 

Т.о. прежде, чем пользоваться Интернетом, необходимо ознакомиться  с возможными опасностями Сети (вредоносным программным обеспечением, небезопасными сайтами, интернет-мошенниками и др.) и их последствиями. В настоящее время есть достаточно много интернет-ресурсов, рассказывающих о правилах использования Интернета и правилах коммуникации в Сети. 

[/spoiler]

[spoiler title=”Ссылки на полезные ресурсы:” open=”0″ style=”1″]

 

·        http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm;

·        http://safe.beeline.ru/smc/index.wbp (безопасная мобильная связь, радио-уроки)

·        http://stopfraud.megafon.ru/fraudtypes/look.html (безопасное общение, виды мобильного мошенничества, рекомендации, советы родителям)

·        http://www.kasperskyacademy.com/ru/is-lesson  – (урок безопасности в лаборатории Касперского»)

·        федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

·        проект федерального закона "о внесении изменения в статью 23 федерального закона "о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

·        http://www.detionline.ru/  (Ребенок в сети)

·        http://saferunet.ru/ (Российский сайт, посвященный безопасности детей в интернете)

·        http://www.icmec.org/ (Международный центр защиты детей от эксплуатации и похищений)

·        http://www.nachalka.com/bezopasnost (Раздел сайта Началка.ру дает советы по онлайн-безопасности для родителей, и учителей).

·        http://www.netpolice.ru/ (Сайт NetPolice популяризирует безопасный и эффективный доступ в интернет для детей и подростков).

[/spoiler]

[spoiler title=”Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет. Программное обеспечение персонального компьютера с функцией «Родительского контроля» или «Ограничения доступа» в сети Интернет, настройка ” open=”0″ style=”1″]

 

Безопасность детей в Сети (правила для педагогов  и родителей):

·        Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете — правда. Приучите его спрашивать то, в чем он не уверен.

·        Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без разрешения или в отсутствии взрослого человека.

·        Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

·        Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

·        Проверяйте актуальность уже установленных правил. Следите за тем, чтобы правила соответствовали возрасту и развитию ребенка.

·        Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. (подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx )

·        Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения

Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения. Например, «Родительский контроль» в Windows Vista, 7 «ограничение доступа» в сети Интернет, средства «Родительского контроля», встроенные в Kaspersky Internet Security.

Функции «Родительского контроля» в Windows Vista:

·        Ограничение времени, проводимого ребенком за компьютером

·        Установка запрета на доступ детей к отдельным играм

·        Ограничение активности детей в Интернете

·        Выбор типов содержимого для блокировки

·        Установка запретов на использование детьми отдельных программ

·        Ведение отчетов о работе ребенка за компьютером

Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором дети могут чувствовать себя защищенными. Использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств можно помочь детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников в сети.

[/spoiler]