Обучающимся: Основы медиаграмотности и навыки безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи

[frame align=”left”][/frame]

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Кроме того, принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В развитии интернета выделяют три этапа:

1. От бурного роста систем обработки информации (в это время активизировались поисковики Yahoo, Google)

2. К распространению коммуникации и электронной коммерции (онлайн-магазины Amazon, Ebay)

3. И третьему этапу, когда интернет стал огромной средой общения (соцсети и блоги Facebook, YouTube, Skype, Twitter, Blogger, MySpace и др.).

В этом не последнюю роль играет мобильная связь, которая делает интернет доступнее, а значит, все больше людей открывают для себя необъятный мир информации. Так, ежедневно поисковая машина Google обрабатывает около миллиарда запросов, пользователи сервисов обмена сообщениями (ICQ, Jabber и др.) пишут по 80 миллиардов сообщений, аудитория социальных сетей (Facebook, MySpace, LinkedIn, ВКонтакте и др.) превышает 250 миллионов человек!

Дети, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с новыми технологиями, в частности интернетом, опережая в технической грамотности родителей. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы. Отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.

По результатам социологических опросов «приходит» тревожная статистика:

·       более 28% опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети.

·       17% без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье – место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т. д. (о том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются).

·       22% детей периодически попадают на сайты для взрослых.

·       28% детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить, а 11%- пытались купить наркотики.

·       около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в он-лайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.

Медиаобразование, информационная культура ребенка выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Медиабезопасность ребенка – это задача и семейного и школьного воспитания

[spoiler title=”Понятия медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. Критерии медиакомпетентности. Типы мультимедийных продуктов. Информационная культура. ” open=”0″ style=”1″]

 

Медиаобразование (media education) (в документах ЮНЕСКО) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география».

«Понятие «медиаграмотность» («media literacy») ведет свое начало от терминов «критическое видение» и «визуальная грамотность». В научной литературе встречаются такие термины, как «технологическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и т.д. Л. Мастерман, К. Ворсноп, А.В. Шариков, А.В. Спичкин, многие другие ученые и преподаватели считают, что медиаграмотность — это часть более широкого и емкого понятия — медиаобразования. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя многие медиапедагоги практически ставят знак равенства между двумя этими терминами.

Существует определенная система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование:

·       адресат медиаобразования (the addressee of media education) — школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.);

·       задачи медиаобразования (tasks of media education) — обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности;

·       ключевые понятия медиаобразования (key concepts of media education) — восприятие, художественно-творческая деятельность, воспроизведение, интерпретация, анализ, оценка, источник информации, освоение информации, категория медиатекста, язык медиатекста, технология, аудитория;

·       критическая автономия (сritical autonomy) — сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;

·       критическое мышление (critical thinking) — аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении».

·       медиа (media) — «средства массовой коммуникации» — технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией);

·       медиавоздействие (effects, media effects) — воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;

·       медиавосприятие (mediation): восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);

·       медиаграмотность (media literacy) — умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение читать медиатекст;

·       медиаискусства (media arts) — искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);

·       медиаобразование (media education) — процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

·       медиатекст (media text, media construct) — сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм, презентация и пр.);

·       формы медиаобразования (forms of media education): интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы;

·       язык медиа (discourse, media language) — комплекс средств и приемов экранной выразительности и т.д. (профессор, д.п.н. А.В.Федоров).

Понятие медиакомпетентности ( http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=642 ).

Типы медиа-ресурсов: мультимедиа-презентация; мультимедиа-каталог; слайд-шоу; электронный отчет; cd-визитка; юбилейный cd; мультимедиа-доклад; электронный журнал; рекламный, промо-ролик; виртуальный тур; мультимедиа-энциклопедия; мультимедиа-книга; flash-игра (on-line, off-line); мультимедиа-тренажер; мультимедиа-тренинг; обучающая мультимедиа-система и т.д.

Каждый медиа-ресурс должен иметь уникальную эстетическую форму, и гармоничное соотношение формы и содержания. Технологически медиа-продукт можно создать в следующих средах: Adobe Flash, Adobe Captivate, MS PowerPoint, OO Impress, сетевых сервисах prezi.com, sliderocket.com, myebook.com, zooburst.com и т.д.

Риск получения ребенком доступа к неподходящей информации. Типы рисков. Формирование информационной культуры и медиа и ИКТ-компетентности, грамотный поиск в Интернете и критическая оценка найденных ресурсов. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ. Возможность получения недостоверной информации, перепроверка полученной  информации несколькими способами. Обучение определению надёжности сайтов как источников достоверных данных. Обучающий практикум «Оценка достоверности информации из интернета»,   формирование основ информационной культуры, ИКТ-компетентности и критического мышления на оценку представленной в Интернете фактической информации с точки зрения надежности её источника. Критерии «надежного» сайта.           

[/spoiler]

[spoiler title=”Опасности интернета. Правила безопасного использования Интернета.” open=”0″ style=”1″]

 

Интернет и физическое, психическое здоровье, интернет и культура. Сетевой этикет. Воздействие компьютера на психическое здоровье детей. Гигиенические требования к организации работы (занятий) с использованием новых информационно-компьютерных технологий.  Профилактика нарушений здоровья детей  в современной информационной среде. Уход от реальности. Признаки, характерные для игромании, как разновидности зависимого поведения. Стресс при работе с компьютером. Способы его профилактики и коррекции. Сайт Центра безопасного поведения в интернете. Противостояние угрозам из Интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах. Интернет-этика поведения в Интернете. Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет-ависимости. Преодоление Интернет-зависимости у детей и подростков. Как не следует вести себя в Сети. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи. Основные угрозы безопасности детей в Интернете: киберхулиганы, злоупотребление общим доступом к файлам, хищники, неприличный контент, вторжение в частную жизнь. Повышение уровня общей безопасности при работе в сети. Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере. Деловая игра «Опасности интернета. Правила безопасного использования Интернета».

Ссылки на полезные ресурсы:

·        http://www.letopisi.ru/index.php/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82 (сетевой этикет)

·        http://www.etiket.ru/contact/email.html (Сетевой этикет (e-mail))

·        http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm;

·        http://safe.beeline.ru/smc/index.wbp (безопасная мобильная связь, радио-уроки)

·        http://stopfraud.megafon.ru/fraudtypes/look.html (безопасное общение, виды мобильного мошенничества)

·        http://www.kasperskyacademy.com/ru/is-lesson  – (урок безопасности в лаборатории Касперского»)

·        http://www.netpolice.ru/ (Сайт NetPolice популяризирует безопасный и эффективный доступ в интернет для детей и подростков).

[/spoiler]

[spoiler title=”Технология и средства защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи. Позитивный контент для детей и молодежи.” open=”0″ style=”1″]

 

Цели совершения преступления. Основные понятия в области защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Уровни защиты информации. Меры по защите информации. Планирование мер по защите информации  на создаваемые электронные ресурсы.

Основные угрозы личной безопасности: кража индентификационных сведений, мистификация, нежелательная почта (спам). Доступ к файловой системе (папкам). Утечка информации через электронную почту. Социальная инженерия. Фишинг. Меры безопасности при работе с электронной почтой.

Основы безопасности при использовании мобильной (сотовой) связи. Виды мошенничества в мобильной связи. Меры предосторожности и безопасности при использовании сотовой (мобильной) связи. Позитивный контент – для детей и молодежи.

[/spoiler]

[spoiler title=”Ссылки на полезные ресурсы:” open=”0″ style=”1″]

 

·        http://nachalka.info/ (Начальная школа. Уроки кирилла и Мефодия)

·        http://audiopedia.su (Аудиопедия. Старое радио. Передачи. Музыка. Спектакли)

·        pobeda1945.su (Сетевой проект. Победа 1945г. Никто не забыт – ничто не забыто. Регистрация своих Фронтовиков, тружеников тыла, детей войны (близких и не только), и выживших, и ныне здравствующих, и погибших, и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны…)

·        http://teenbook.ru/consensus/e-book (Библиотека для детей и юношества. Множество оцифрованных книг)

http://сетевичок.рф – Безопасность в Интернете

[/spoiler]