Восемь причин тревоги у первоклассников

 

Педагоги и психологи глубоко убеждены, что первые четыре–шесть недель в школе являются критическим периодом для любого ребенка. Ведь у первоклассника масса страхов, неуверенности, тревоги. Можно попробовать понять, почему.

1. Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».

2. Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений.

3. Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве уже неформальных отношений.

4. Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребенка (плюс отсутствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут помочь).

Такая ситуация — «нерасписанность» всех возможных проблем и разрешенных путей их решения — может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а родители часто лишь излишне запугивают детей, считая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.

5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, «ведь я уже взрослый».

Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.

6. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные, программные нагрузки, хоть формально и без домашних заданий, но фактически — с ними.

7. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напоролся».

8. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.

 

В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все — и педагоги, и психологи, и, конечно, родители — видят, что дети уже неуспешны, истощены, расторможены, раздражены, а большинство из них начали просто болеть, даже те, кто продержался в детском саду. То есть налицо все признаки школьной дезадаптации — как поведенческой, так и учебной.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1.           Хорошо, если дома родители расскажут ребенку о том, почему было страшно им, когда они первый раз пришли в школу, но тут с родителями должна быть проведена определенная работа психолога. Как всегда, важна не только «доза» этих разговоров, но и сам стиль общения родителя с ребенком — максимально доверительный и не запугивающий. И уж конечно, родителям не стоит (даже если это и правда) с пафосом рассказывать своим малышам, какие они были правильные, послушные, умные…

 

2.           Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

 

3.           Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успехах и неудачах, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

 

4.           Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

 

5.           Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны родителей сарказм, жестокость и насилие.

 

6.           Если возникают какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться к педагогу-психологу, и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.