Ваш ребенок — пятиклассник

 

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Этот переход совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный факт в своей жизни. Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

новые требования к оформлению работ;

необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70 – 80 % школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 3-4 недели после начала учебы. Но есть дети, процесс адаптации затягивается на 2 – месяца и даже больше.

Поэтому, в период адаптации важно обеспечить ребенку – пятикласснику спокойную, щадящую обстановку дома, четкий режим дня, полноценное питание, т. е. сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна детям и в подготовке домашних заданий, и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Даже если они в начальной школе делали самостоятельно – поинтересуйтесь, нужна ли ему помощь, проверьте, как справился с домашней работой, как собрал портфель в школу, все ли положил. Главное, не делайте домашнее задание сами, а помогите ему найти ответы самостоятельно.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. А самое главное прилагайте все усилия, для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Если же вы заметили, что процесс адаптации у вашего ребенка затянулся, и вы не знаете как помочь ему, обращайтесь за помощью в школу к классному руководителю и психологу. Совместно мы постараемся помочь вашему ребенку.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.