Готов ли Ваш ребёнок к школе?

 

Ваш малыш уже совсем "взрослый". Он многое умеет и многое знает. И основной вопрос, который возникает перед детьми и родителями, касается школы. Скоро его первое 1 сентября!
А готов ли он к школе?

Нелепый вопрос, – скажете вы . Во-первых, до школы еще полгода, а во вторых, он уже читает, считает до 100 и умеет писать письменные буквы! Так с гордостью отвечают мамы и папы, бабушки и дедушки будущих первоклассников. Родители заранее предвкушают не только серьезные финансовые затраты, но и значительное прибавление забот. Но самое главное – возникает масса вопросов. Вдруг ребенок не оправдает надежды и будет плохо учиться? Как тогда смотреть в глаза знакомым? И чтобы не ударить в грязь лицом, они начинают "натаскивать" ребенка по грамоте и письму в соответствии со своими представлениями о методах обучения. Учителям приходиться терпеливо объяснять, что до школы ребенку не столько нужна скорость чтения и счет, сколько звуковой анализ слова, знание состава числа и другие составляющие методик обучения грамоте и письму, которым обучают юных педагогов в институтах на протяжении четырех лет. Многие же бабушки, дедушки, папы и мамы считают, что особой премудрости здесь нет, и смело берутся за обучение внучат.

Но тем более горькими бывают разочарования, огорчения и растерянность, когда малыш, придя в школу, уже через несколько недель, а то и дней начинает испытывать трудности. Никак не налаживаются отношения с ребятами, учитель недоволен его поведением, много ошибок, не успевает за классом и т.д. Все чаще и чаще вы замечаете, что он плаксив и раздражителен. И чем больше времени вы уделяете дополнительным занятиям, тем хуже идут дела в школе.

Типичная картина для многих семей. Но давайте вернемся назад.

На улице весна и вы готовите ребенка к школе. Многие родители имеют не совсем точное представление о таком термине как "готовность к школе". Наиболее хорошо известна всем интеллектуальная готовность – это знания и умения ребенка. Однако это не только умение читать, писать и считать. Гораздо важнее уметь обобщать, сравнивать, анализировать. Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью. Умение не только понимать речь, но и самостоятельно строить предложения, подбирать слова, различать на слух сходные звукосочетания. Уметь пересказывать и составлять рассказы. Все это, несомненно, залог успешного усвоения школьных знаний.

Но есть еще и второй момент, это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Как бы хорошо не был подготовлен ребенок к школе, учебные занятия потребуют от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. Поэтому во избежании нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний необходимо проверить и этот вид готовности. Сделать это можно у вашего педиатра. И если он посоветует отложить обучение на год или перейти на домашнее обучение, то стоит прислушаться к его советам.

Третий момент – социальная готовность к обучению. Это настрой ребенка на работу, умение сотрудничать с другими людьми, умение подчиняться правилам. Если ребенок не ходил в детский сад, на улицу, почти не играл со сверстниками, то снежным комом нарастает еще одна проблема. "Вася ни с кем не может играть, все его обижают" или "Мой – драчун какой-то, всех задевает, не может ничего поделить!", – жалуются родители. Да, в школе такой ребенок не найдет друзей – он не умеет общаться со сверстниками, решать конфликты, уступать, делиться, сопереживать. Все то, что необходимо для полноценного общения и настоящей дружбы, азы которых постигаются в детском коллективе, на улице или в детском саду. А сейчас все чаще многим детям такое общение заменяет компьютер или телевизор.

Родители не видят ничего страшного в том, что ребенок месяцами не играет со сверстниками, не рассматривает детских книжек, не притрагивается к конструктору, все это заменяет ему компьютер или бабушка с дедушкой, которые становятся "товарищами" его детских игр. В школе такой малыш будет немало озадачен тем, что никто не пытается угодить ему, подладиться под него, уступить и развлечь его. Это приведет к быстрому разочарованию в школе и часто родители начинают винить учителя, ребят, не понимая того, что правила детского коллектива остались неусвоенными. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности ему будет трудно учиться. Успехи таких детей, как правило, носят кратковременный характер.

И последний, четвертый момент – мотивационная готовность. Спросите своего малыша хочет ли он в школу и если он да, то зачем. Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться. Значит, ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Погружение в атмосферу суровой школьной дисциплины и ежедневных учебных занятий будет тяжелейшим испытанием для него. А время, проведенное в стенах школы будет восприниматься как украденное у беззаботного детства.

Определить школьную готовность можно самостоятельно. О мотивационной готовности мы уже говорили, а для диагностики социальной готовности достаточно понаблюдать за ребенком во время игры. Подчиняется ли он правилам игры, навязывает ли он свой стиль игры, умеет ли он работать в группе, может ли он выполнять инструкции – все это поможет вам понять, как будет действовать ваш малыш в условиях группового обучения.

А для определения интеллектуальной готовности предложите ему выполнить ряд заданий.

1. Назови одним словом:
Стол, стул, диван – это …
Синий, красный, голубой – это …
Тарелка, вилка, чайник – это …

2. Найди лишнее слово:
медведь, кот, коза;
собака, лев , тигр;
малина, клубника, огурец.

3. Сколько звуков в словах:
ЛЕС, РЕКА.

4. Назови число на единицу меньше пяти.
Что больше – шесть пуговиц или четыре карандаша?
Чем похожи круг и овал?
Чем отличаются круг и квадрат?
Какое число стоит между тройкой и пятеркой?

5. Составь рассказ по картинке (можно предложить серию картинок).

6. На чистом нелинованном листе нарисуйте круг, квадрат и треугольник. Попросите ребенка перерисовать. Семилетний ребенок должен справиться с заданием сохранив все пропорции.

7. Разрежьте открытки на шесть, семь и восемь частей. Попросите ребенка собрать их. Шести- семилетние дети с хорошо развитым восприятием легко справляются с картинкой из шести частей.

8. Попросите ребенка сравнить две картинки с десятью отличительными признаками. В норме ребенок должен справиться с заданием за пять минут.

9. В течении 20 секунд дайте рассмотреть ребенку картинку с изображением девяти предметов. После чего уберите картинку и попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Если ребенок запомнил 6-7 предметов – отлично; 4-5 – средний уровень; менее 3 – стоит поупражнять память.

Определение школьной готовности – процедура длительная (до одного часа) и во избежании неверной интерпретации лучше доверить ее детскому психологу, который определит упущенное звено и подберет коррекционные игры и упражнения.

Развитие ребенка в этом возрасте идет быстро и не всегда равномерно. Преуспевание в одном поможет малышу справиться с отставанием в другом. За полгода, даже за один – два месяца степень готовности может достичь уровня, достаточного для начала обучения. Есть еще время как следует подготовиться к школе и сделать обучение радостью.